Муниципальное бюджетное учреждение Давлекановская межпоселенческая центральная библиотека муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
Микяшевская сельская модельная библиотека филиал
logo
Башҡортостан Республикаһы Дәүләкән районы муниципаль район хәкимиәте
Дәүләкән биләмә-ара үҙәк китапханаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Мәкәш ауылы модель китапханаһы филиалы
Республика Башкортостан, Давлекановский р-н, д. Микяшево, ул. Центральная, 40
тел. +7 (347-68) 3-83-30; e-mail: gulnar_fazliakhmetova@mail.ru

Литературный онлайн-бенефис “Величайший гений французской комедии”

К 400-летию со дня рождения французского комедиографа XVII века, создателя классической комедии Ж-Б.Мольера.
«Мольер настолько велик, что, перечитывая его, всякий раз только диву даешься. Он единственный в своем роде, его пьесы граничат с трагическим и полностью захватывают тебя…»
И.В. Гете
Настоящая фамилия Жана-Батиста Мольера – Поклен – не на слуху, а вот его театральный псевдоним, под которым он не только выступал на сцене, но и писал свои пьесы, дошел до наших дней.
Один из самых эксцентричных людей XVII века, он был любимцем Людовика XIV и герцога Орлеанского, его произведения знал наизусть и с почтением цитировал Пушкин. Мольер был так предан своему делу, что умер, едва сойдя с театральных подмостков, а спорные и скандальные спектакли драматурга послужили причиной того, что его похоронили за кладбищенской оградой.
Мольер жил театром. Театр был для него всем. Не удивительно, что когда Французская академия, признав его заслуги, предложила войти в свои ряды при условии, что Мольер прекратит играть на сцене, он отказался.
Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 г. в Париже в семье королевского обойщика-драпировщика. Работа эта была престижной и неплохо оплачивалась, так что отец смог отдать мальчика в хорошую школу. Преподавание латыни в школе было столь основательным, что Жан-Батист свободно читал в оригинале римских авторов и даже переводил их на французский язык.
После школы юноша отучился в колледже на юриста, однако, работать по специальности не пошел. Не привлекало его и ремесло отца – Жан-Батист избрал для себя карьеру актера, взяв творческий псевдоним Мольер.
Уже в 21 год Мольер собрал свою театральную труппу, организовав «Блистательный театр», который, правда, не снискал большой славы у парижского зрителя. Кроме того, в 1644 году помещение театра сгорело вместе со всеми декорациями. Не имея возможности выплатить аренду, Мольер даже попал в долговую тюрьму, где пробыл чуть меньше месяца, после чего был выпущен под залог.
Год спустя Мольер с друзьями-актерами решают попытать счастья в провинции, присоединившись к гастролирующей группе артиста Шарля Дюфрена.
Согласно разным источникам, гастроли длились от 8 до 13 лет – актеры успешно избежали антиправительственных выступлений, захвативших в те годы Париж. Путешествия обогатили не только житейский опыт Мольера – жизнь в провинции вдохновила его на начало драматургической деятельности.
Исполнение фарсовых спектаклей по сценариям Мольера и с его участием упрочило положение его театральной труппы в обществе. Успех и слава их выступлений добрались до французской столицы, и в 1645 году актеры под эгидой герцога Филиппа Орлеанского, младшего брата короля, вернулись в Париж.
В Париже труппа имела оглушительный успех. Первый же спектакль – утерянная впоследствии фарсовая комедия «Влюбленный доктор» – на котором присутствовал сам Людовик XIV настолько понравился зрителям, что король предоставил Мольеру и его актерам для представлений придворный театр.

В 1662 году Мольер вступил в брак с Амандой Бежар, младшей сестрой Мадлен Бежар, актрисы, которой также приписывают любовную связь с драматургом. Разница между Мольером и его супругой составляла ровно 20 лет: мужчине было 40, Аманде – 20. Несмотря на бытовавшие в обществе того времени приличия, свадьба была скромной, на нее пригласили лишь самых близких.
Крестным первого ребенка новоиспеченных супругов стал король Франции, однако брак их не был счастливым – до конца жизни Мольер предпочитал семейным посиделкам и общению с женой и детьми путешествия по миру в одиночестве.

Мольер показал свой гений не только как режиссер и актер, но и как автор пьес, изобретя универсальные комические образы, актуальные и 400 лет спустя: соблазнитель Дон Жуан, лицемер Тартюф, скряга Гарпагон, плут Скапен, кокетка Селимена и другие.
Смех у Мольера предстает зрителям в разнообразных формах – диалогах, характерах, ситуациях, игре слов, но этот смех на грани, в нем отражен трагизм человеческого существования.
Именно в творчестве Мольера комедия получила свое развитие в качестве жанра: он сформировал такие ее формы, как «высокая»комедия, комедия-«школа» (пьесы «Школа мужей» и «Школа жен»), комедия-балет и другие.
Главным принципом Мольера как писателя было «поучать, развлекая». При этом драматург обращался к критикам и зрителям: «Не будем принимать к себе то, что присуще всем, и извлечем по возможности больше пользы из урока, не подавая виду, что речь идет о нас».

Дальнейшие, самые глубокие и зрелые трагедии Мольера можно назвать фарсово-бытовыми, в них через призму юмора отражены повседневные, мелкие человеческие пороки, о которых Мольер призывает задуматься своему зрителю – это «Господин де Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве», «Графиня д’Эскарбаньяс», «Мнимый больной».
Социальными памфлетами стали «Тартюф», герой которого ханжа, лицемер и предатель, не нуждающийся в представлении «Дон Жуан», с его высмеиванием феодального дворянства как класса с присущими ему грешками. Отдельно в этом ряду стоит «Мизантроп», в котором юмор Мольера перетек в жесткий сарказм, а ткань комедийного действия стала почти прозрачной, будучи оттененной трагическим характером главного героя.
Одна из самых жизнерадостных и веселых комедий Мольера «Мнимый больной» была написана уже смертельно больным драматургом. На ее 4-м представлении в театре, в 1673 году, Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя плохо – прямо во время представления он начал кашлять кровью и не смог доиграть спектакль.
Через несколько часов он умер у себя дома. По причине того, что несколько священников, которым Мольер насолил, в особенности пьесой «Тартюф», где главный герой изначально носил церковный сан, отказались исповедовать мужчину перед смертью, он скончался, так и не покаявшись.
Гениального актера, режиссера и драматурга похоронили ночью, без обрядов и свидетелей, за оградой кладбища, где хоронили только самых страшных грешников – самоубийц. В 1792 году его останки были перенесены в музей французских памятников, а в 1817 перезахоронены на кладбище Пер Лашез, в Париже.

Пьесы Жана Батиста Мольера, меткий юмор и отлично прописанные герои живы и поныне. И если сегодня взглянуть на афиши театров – мы найдем в них пьесы Мольера, актуальные по сей день.

https://vk.com/id402651592?z=video-60538299_171361852%2F8108e0452b62a1d473%2Fpl_wall_402651592

https://vk.com/id402651592?z=video-122967870_456240926%2Fpl_wall_402651592

https://vk.com/id402651592?z=video-91399942_456239189%2Fpl_wall_402651592

https://vk.com/id402651592?z=video-16325064_456239238%2Fpl_wall_402651592

https://vk.com/id402651592?z=video349677537_456240344%2Fpl_wall_402651592

https://vk.com/id402651592?z=video-16325064_456239293%2Fpl_wall_402651592